Пресс - центр

Аварийно-спасательные работы в южной части Атлантики


В жизни компании приходилось выполнять огромное количество сложных задач, как на открытых, так и на закрытых водоемах. Но одним из самых ярких событий 2020 года стали подводные работы на атомном лихтеровозе, который не мог самостоятельно передвигаться в районе Экватора (конкретнее – не далеко от территориальных вод Анголы).


Проблема с движением возникла вовремя рейса Мурманск – Антарктида:  судно доставляло оборудование на полярную станцию. Авария представляла собой частичное разрушение винта (он один на судне): одна из четырех лопастей оторвалась, и началась сильная вибрация корпуса. Потребовалось демонтировать диаметрально противоположную лопасть, чтобы судно могло продолжить движение самостоятельно.


По-мнению специалистов, судно необходимо отбуксировать в ближайший порт и поставить на ремонт. Этот вариант тоже не подходил: не каждый порт готов принять судно с атомной энергетической установкой.


Реальная картина выглядела так:


  • Судно легло в дрейф, в 30 милях от берега, и встало в дрейф.
  • На водной глади – сильная океанская зыбь, и есть проблемы с доставкой специалистов и снаряжения на борт судна.
  • Судно достаточно большое – длиной 268 м и шириной 32 м.
  • По предварительным расчетам длина реза по лопасти должна составлять 130 см по сверхпрочной стали толщиной 32 см (вес лопасти – 8 тонн).


По запросу руководства Росатомфлота (судно принадлежит ему) наша компания дала положительный ответ и приступила к разработке плана спасения лихтеровоза.

 Мы в кротчайшие сроки собрали лучшую команду, необходимое оборудование, разработали подробный план действий и организовали  сложнейший перелет, из-за эпидемиологических ограничений в мире,  в другую страну.

Вопрос прибытия группы специалистов из России в Анголу решался с трудом: время – конец октября 2020 года, все аэропорты закрыты (в том числе, не работают ни службы обеспечения аэродрома в столице Анголы, ни компании, которые связаны со спасательными и водолазными работами). Причина – пандемия. Проблема была решена, и команда из 3 человек со всем своим снаряжением (брали практически двойной запас всего, что может потребоваться) прибыла в Анголу.


Несмотря на серьезные проблемы с прохождением таможни (несогласованность действий наземных служб), поиском необходимого количества баллонов (минимум 40 емкостей объемом 50 л) и кислорода, водолазная команда с большим трудом добралась до аварийного судна и перешла на его борт (потребовалось 3 этапа перегрузки снаряжения).

При осмотре поврежденного винта к уже существующим проблемам добавились новые:


  • Сильные приливные и отливные течения, океанская зыбь постоянно сносили судно, что усложняло задачу резки в движении.
  • Длина реза по уточненным расчетам увеличилась до 184 см: это дополнительное время и кислород, которых практически не было.
  • Потребовалось применение мощных магнитов для фиксации водолазов и оборудования под водой – их постоянно сносило под действием мощного напора воды из насадки и подводными течениями.
  • Водолазный пост каждый день приходилось по-новой оснащать (что-то из инструмента ушло на дно), опускать в воду и поднимать после окончания работ. Причина – в ночное время судно должно было возвращаться в точку, откуда начался дрейф.
  • Очень толстая закаленная сталь резалась плохо, не помогла попытка слома лопасти по уже готовым резам (закончился кислород, а ждать новой партии с берега – не было времени).

Благодаря активной помощи всей команды судна – от кока и боцмана, до сварщика и капитана корабля – 1 декабря лопасть смогли отделить от винта. Особая благодарность послу России в Анголе Владимиру Тарарову, генерал-майору Дмитрию Горбатенко, агентству «Посейдон», генеральному директору ФГУП «Атомфлот» Мустафе Мамединовичу, главному инженеру Олегу Эдуардовичу.


Судно смогло своим ходом обраться до Санкт-Петербурга в канун Нового 2021 года и стать на ремонт. А компания Европейская водолазная компания добавила в свою копилку еще одну победу: мы гордимся, что смогли провести очень сложную работу в достаточно нелегких условиях.

Пресса о нас

Видео работ